Уже очень долгое время я негодую по поводу огромного количества ошибок в армянской речи. Ну вот объясните мне, выходцы из армянских школ, что за "հունվարամսին”? Я конечно не претендую на звание филолога, но слух режет. В любом магазине, куда ни зайди, число 80 произносят "ութանասուն”, хотя единственно правильна форма "ութսուն”. А дальше так вообще праздник абсурда, хотя, судя по возможности использования собственных слов, нестранно, что иностранные используются так, как они используются. Вспомните знаменитых "арчафка”, "жажигатэль”, "губкават”, "римонт”, "сасынски”.... Ещё хуже обстоят дела с ударениями и падежами: винительный падеж местоимения "ты” - это "тебе” и никак иначе, бесконечные "пóняла”, "звóнишь”, "квáртал”, "дóговор”. Самое интересное, что на различных конкурсах и олимпиадах подобные знания проверяются, а вот сами преподаватели выдают такие перлы, что даже страшно за подрастающее поколение. И здесь возникает вполне оправданный вопрос: а чья вина?
Чтож, попробую наиболее точно высказать свою точку зрения. Начну, пожалуй, с русского языка. Тут всё относительно просто. После распада страны Советов в Армении началась очень "патриотическая” политика заключаящаяся в лозунге: "Հայես` հայերենխոսի՛ր”, что можно вольно перевести как "Армяне говорят по-армянски”. В следствие этого все русскоязычные школы переквалифицировали в армянские, что отразилось на уровне образования: дети не были готовы учиться на армянском, так как они привыкли к обучению на русском, учителя (опять же русскоязычные) преподавали на армянском, то есть скорее всего переводили свои мысли с русского на армянский, плюс ещё ситуация с энергоснабжением и отоплением. В итоге большинство учеников 90-х русского (в прочем, наверняка и литературного армянского) не знают.
Вторая часть проблемы: неграмотность в общем. Кроме предыдущей причины здесь есть ещё и другие, в частности низкие зарплаты и абсолютное несоответствие экзаменационных тестов с программой. Представьте: вы НЕ учитель от Бога, но научить детей своему предмету можете, соответственно чем ниже ваша заработная плата, тем ниже и мотивация. "Зачем мне разрываться и объяснять материал если его можно прочитать в учебнике, в интернете или ещё где?” – спросите вы, и, в итоге, особо винить вас не за что. Это конечно не касается учителей по призванию: они выложатся по полной даже на добровольных основах. Кроме того, можно ведь взять ученика частно заниматься: мало того, что это какой-никакой доход, так ведь ещё и ребёнок без репетитора вполне может не поступить. Почему? Потому что уровень тестов для ЕГЭ не подразумевает, что ученик, честно выполняющий все задания учителя и средне знающий предмет, наберёт хотя бы проходной балл. В частности, экзамен 2010 года по армянскому языку и литературе. На нём только 2 абитуриента из 10754(!) получило 20 баллов, а больше 10% (1170 абитуриентов) экзамен провалили. Вот задайте себе вопрос: эти двое сами сдавали экзамен или за них сдавали деньги их родителей? А при этом когда этот же тест дают в руки специалистам языка, решить его может далеко не каждый из них. Вывод: цель этих экзаменов не проверить знания языка, а завалить или же получить от поступления в вузы максимум прибыли.
В заключение, я бы хотел сказать, что лично я горжусь тем что я – армянин и пишу я это всё не для того, чтобы кого-то унизить или оскорбить. Просто накопилось. Давайте вместе ликвидируем безграмотность и беззаконье в нашей системе образования. Ради наших детей, ради нашего будущего!
А как ты собираешься ликвидировать безграмотность? Я не против, но по-моему это тоже самое, что сказать: "Ликвидируем взятки". Для этого нужно добавить зарплаты всем, для зарплат нужно нормальное правительство, а почти все члены правительство, как уже выяснилось, тоже безграмотны и только думают о своих карманах. И даже забыв о всех этих факторах, не будим забывать о таком явлении, как "Кярт", их больше, чем крыс в помойке.
дорогая Week, если продолжать думать так и сидеть сложив лапки, все так и будет и так же и останется. Общество само по себе не меняется и правительство тоже
Ага, а если студенты те же самые "Кярты"? Как ты собираешься поднимать зарплаты? Для этого тебе придётся больше тратить, но у тебя не хватит зарплаты. Прости, что так занудливо: мне интересны твои мысли.
всё нормально:) даже почти не занудливо. Поэтому нужно принять тот факт, что ученик/студент может вылететь из образ учереждения. не согласна, что невменяемость не вина преподавателя, а неграмотность большинства - вина.
Это хорошо. Тут тот же самый вопрос взяток. Я, конечно, понимаю всё твоё негодование и желание всё это переделать, но дело в том, что тут закрытая цепь, для разрешение которой нужно время, по- крайней мере поколение. И ещё дело в том, что мы, Армяне, привыкли сидеть и ворчать, у нас нет, так называемых, "Ըմբոստ հոգիներ", которые поведут за собой всех остальных.
(Так и напрашиваешься на "Աստված ձայնդ լսի".) Ну хорошо, не буду убивать твои надежды. Хотя...... если подумать, у нас мятежников уже достаточно, но они ещё юридически не имеют права на мятеж.
Люди, по-моему разговор о взятках немного затянулся, хотя то, что большинство учителей в школах не занимаются с ребятами как следует, а нередко и вообще бросают их на произвол судьбы ( в старших классах, перед ЕГЭ... ) по причине собственного отчаянного положения, бесспорно, является печальным фактом, как и недостаток армянского образования у русскоязычных преподавателей, которым пришлось как-то сразу начать преподавать на армянском. Конечно же, в школе ученики перенимают ошибки преподавателей, копируют словечки друг друга, но ведь все равно люди, как правило, говорят на том языке, на котором говорят или говорили у них в семье. Стоит поэтому сказать кое-что насчет кяртов, которых стало на самом деле слишком много за последние 10-15 лет. Ведь все эти ութանասուն, ինՇպես-աՇք-մեՇք-խաՇմերուկ, համբյուր, а еще необъяснимая привычка всегда ставить сказуемое в единственном числе, когда подлежащее стоит во множественном, и все остальное этого типа возникло и начало развиваться раньше, чем учебные заведения довели до нынешнего состояния. Огромное количество людей буквально понаехало из районов в столицу, привезя с собой палитру уникальных диалектов. Сохранение в чистом виде не только каждого отдельного диалекта, этого интереснейшего явления в нашем языке, передающего образ мышления и мировоззрение жителей данного города или села, но и разговорной речи столицы в общем, оказалось невозможным. Все смешалось, получилось вот это. Язык подвергается ходу истории народа. То, что нас с вами сегодня ужасает и считается грубой ошибкой, уже завтра может стать нормой и утвердиться Минобразованием, если угодно. Если неугодно, каждый из нас должен повлиять на свое окружение собственным примером. В реальном и виртуальном общении нужно уверенно пропогандировать тот разговорный армянсккий, который мы с вами считаем правильным и нормальным ( а я не сомневаюсь, что у всех, кто находится сейчас на этом сайте, он идентичен ), пока остальные ‘’направления’’ продолжают развиваться на большой скорости и уже оставили глубокий след на наш язык в целом. Я совершенно уверенна, что сейчас армянский находится в процессе необратимой трансформации. Литературный вообще устарел, скоро дойдет и до него, так давайте сделаем его лучше и удобнее для нас, сохранив грамотность. Будем же активными, давайте больше говорить на нашем родном языке и говорить грамотно, чтобы в новом армянском процент грязи был не так велик. Фил, респект огромнейший, а мы гордимся тобой. P.S. Стоит все это обсуждение перевести на армянский или продолжить разговор на армянском для начала реформы.
P.P.S. Мама нашла несколько лексических и орфографических ошибок, а еще ''уверенна''. Надюсь, вы мне это простите, просто я была в ударе :-D P.P.P.S. Ham el maman asac, vor kareli e xmbagir pahel sayti hamar
Лил джан, конечно же простим Ты права, нужно самим корректировать свой разговорный, чтобы потом "заразить" и других. Մամայիդ առաջարկն էլ բավականին հետաքրքիր է. պետք է մտածել դրա շուրջ: P. S. Спасибо за очерк